Коммерческая деятельность в организациях
· определение места и функций каждого отдела в структуре управления предприятием;
· установление подчиненности отделов;
· распределение функций между отдельными подразделениями и сотрудниками.
Большое значение для функционирования организационной структуры коммерческой деятельности на предприятии является определение рычагов, с помощью которых осуществляется разделение труда:
· специализация рабочих мест;
· деятельность в рамках должностной инструкции;
· образование специалиста и соответствие его профессиональных знаний;
· вовлечение работника в стиль жизни предприятия.
Важную роль в управлении коммерческой деятельностью предприятия играет специализация отделов и определение их размеров. Существуют следующие подходы к специализации коммерческих подразделений предприятия:
· функциональная специализация, когда отделы выделяются по выполняемым функциям;
· товарная специализация, когда подразделения сгруппированы в пределах закрепленной за ними номенклатуры (отдельных товарных групп);
· смешанное построение, т.е. сочетание функциональной и товарной специализации.
Преимущества функциональной специализации в том, что руководители освобождены от решения ряда специальных вопросов, нет потребности в специалистах широкого профиля. Недостатком является то, что специалист сосредоточен только на своих функциях и узко смотрит на перспективы предприятия.
Преимущества товарной специализации: облегчается согласование деятельности внутри подразделения и оценка результатов работы. Недостатком является большое потребление финансовых и трудовых ресурсов.
Структура отделов сбыта промышленных предприятий чаще всего организуется по функциям или товарам. Может иметь место смешанное построение. Наиболее типичными организационными структурами отделов материально- технического обеспечения являются две. Первая, основанная на функциональной специализации, для которой характерно выделение функций планирования потребностей в материальных ресурсах, оперативно-закупочной работы, складирования и учета сырья и материалов. Вторая схема отличается тем, что подразделения этого отдела (бюро или группы) выполняют все функции в пределах закрепленной за ними номенклатуры.
В основу построения организационных структур коммерческой службы должны быть положены следующие принципы:
· наличие четко сформулированной цели. Целями коммерческой службы могут быть увеличение сбыта продукции, рост числа покупателей за счет выхода на новые рынки сбыта, сокращение расходов на закупку материальных ресурсов, рост объема экспорта и др.;
· малозвенность в управлении коммерческой деятельностью. Большое число уровней управления отдаляет руководителя от исполнителя, что приводит к искажению информации;
· гибкость - приспосабливаемость к рыночным условиям;
· эффективная система связи, использование современных средств связи, корпоративной связи;
· принцип единого подчинения, один руководитель обеспечит должный порядок в работе;
· четкое разграничение функций между отдельными звеньями в управлении;
· координация деятельности - взаимное согласование между сотрудниками под непосредственным контролем руководителя.
Другие статьи
Формы собственности и хозяйствования в условиях становления рыночных отношений на примере ФГУП СКТБ Биофизприбор ФМБА России
ресурсный
Актуальность исследования. В условиях перехода к рыночной
экономике невозможно не коснуться собственности, именно поэтому реформа
отношений собственности является базовой проблемой современных превращений в
российской экономике. Это предопределенно тем, что отношения собствен ...