Анализ условий безубыточности при изменениях цен
Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности, то есть определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства). В классическом варианте, расчет точки безубыточности осуществляется исходя из простого соотношения, основанного на балансе выручки, при условии нулевой прибыли. В стоимостном выражении, для производства (реализации) многономенклатурной продукции:
Точка безубыточности = Постоянные затраты / (1 - Доля переменных затрат);
Доля переменных затрат = Переменные затраты / Объем производства (реализации);
В количественном выражении, для производства (реализации) монономенклатурной (или усредненной) продукции:
Точка безубыточности = Постоянные затраты / Вложенный доход на единицу продукции; (1)
Вложенный доход на единицу продукции = Цена - Переменные расходы на единицу продукции; (2)
где постоянные и переменные затраты - это затраты, относимые на себестоимость продукции.
Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является анализ безубыточности производства или анализ соотношения "издержки - объем - продукция - прибыль". Этот вид анализа позволяет руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Прежде чем рассчитывать величины безубыточности, следует убедиться, что соблюдаются следующие условия и допущения:
Издержки производства и маркетинга являются функцией объема производства или продаж (например, при использовании оборудования);
Объем производства равен объему продаж;
Постоянные эксплуатационные издержки одинаковы для любого объема производства;
Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства, и, следовательно, полные издержки производства также изменяются пропорционально его объему;
Продажные цены на продукт или продуктовый комплекс для всех уровней выпуска (продаж) не изменяются во времени. Поэтому общая стоимость продаж является линейной функцией от продажных цен и количества проданной продукции;
Уровень продажных цен на единицу продукции, переменные и постоянные эксплуатационные издержки остаются постоянными, т.е. эластичность спроса по цене для вводимых ресурсов и продукции равна нулю;
Величины безубыточности рассчитываются для одного продукта; в случае разнообразия номенклатуры ее структура, т.е. соотношение между производимыми количествами, должна оставаться постоянной.
Анализ безубыточности позволяет определить:
Требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;
Зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных издержек;
Значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат. К преимуществам этого метода следует отнести:
Простоту использования;
Наглядность при планировании прибыли;
Иллюстративность при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность предприятия;
Помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.
Ключевыми элементами анализа соотношения "издержки - объем - продукция - прибыль выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.
Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.
Порог рентабельности (точка безубыточности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Другие статьи
Финансовый анализ деятельности предприятия (на примере ООО Истоки)
Сельское хозяйство важнейшая отрасль, значительно влияющая на экономику.
Отрасль производит важнейшие продукты питания, являющиеся основным источником
белка животного происхождения, а также сырье для различных отраслей
перерабатывающей промышленности (маслосыродельной, молочной, мясно ...