• Главная
  • Коммерческий успех
  • Фискальная политика
  • Формирование прибыли
  • Теория статистики

Анализ условий безубыточности при изменениях цен

Руководителю любого предприятия на практике приходится принимать множество разнообразных управленческих решений. Каждое принимаемое решение, касающееся цены, затрат предприятия, объема и структуры реализации продукции, в конечном итоге сказывается на финансовых результатах предприятия. Простым и весьма точным способом определения взаимосвязи и взаимозависимости между этими категориями является установление точки безубыточности, то есть определение момента, начиная с которого доходы предприятия полностью покрывают его расходы. В рамках определения уровня безубыточности все затраты предприятия разделяют на две группы: условно-переменные (меняются пропорционально изменению объемов производства) и условно-постоянные (не меняются при изменении объемов производства). В классическом варианте, расчет точки безубыточности осуществляется исходя из простого соотношения, основанного на балансе выручки, при условии нулевой прибыли. В стоимостном выражении, для производства (реализации) многономенклатурной продукции:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / (1 - Доля переменных затрат);

Доля переменных затрат = Переменные затраты / Объем производства (реализации);

В количественном выражении, для производства (реализации) монономенклатурной (или усредненной) продукции:

Точка безубыточности = Постоянные затраты / Вложенный доход на единицу продукции; (1)

Вложенный доход на единицу продукции = Цена - Переменные расходы на единицу продукции; (2)

где постоянные и переменные затраты - это затраты, относимые на себестоимость продукции.

Одним из мощных инструментов менеджеров в определении точки безубыточности является анализ безубыточности производства или анализ соотношения "издержки - объем - продукция - прибыль". Этот вид анализа позволяет руководителям предприятий выявить оптимальные пропорции между переменными и постоянными затратами, ценой и объемом реализации, минимизировать предпринимательский риск. Бухгалтеры, аудиторы, эксперты и консультанты, используя данный метод, могут дать более глубокую оценку финансовых результатов и точнее обосновать рекомендации для улучшения работы предприятия. Прежде чем рассчитывать величины безубыточности, следует убедиться, что соблюдаются следующие условия и допущения:

Издержки производства и маркетинга являются функцией объема производства или продаж (например, при использовании оборудования);

Объем производства равен объему продаж;

Постоянные эксплуатационные издержки одинаковы для любого объема производства;

Переменные издержки изменяются пропорционально объему производства, и, следовательно, полные издержки производства также изменяются пропорционально его объему;

Продажные цены на продукт или продуктовый комплекс для всех уровней выпуска (продаж) не изменяются во времени. Поэтому общая стоимость продаж является линейной функцией от продажных цен и количества проданной продукции;

Уровень продажных цен на единицу продукции, переменные и постоянные эксплуатационные издержки остаются постоянными, т.е. эластичность спроса по цене для вводимых ресурсов и продукции равна нулю;

Величины безубыточности рассчитываются для одного продукта; в случае разнообразия номенклатуры ее структура, т.е. соотношение между производимыми количествами, должна оставаться постоянной.

Анализ безубыточности позволяет определить:

Требуемый объем продаж, обеспечивающий покрытие затрат и получение необходимой прибыли;

Зависимость прибыли предприятия от изменения торговой цены, переменных и постоянных издержек;

Значение каждого продукта в доле покрытия общих затрат. К преимуществам этого метода следует отнести:

Простоту использования;

Наглядность при планировании прибыли;

Иллюстративность при демонстрации влияния операционных изменений на прибыльность предприятия;

Помощь в определении оптимального соотношения постоянных и переменных издержек.

Ключевыми элементами анализа соотношения "издержки - объем - продукция - прибыль выступают маржинальный доход, порог рентабельности (точка безубыточности), производственный леверидж и маржинальный запас прочности.

Маржинальный доход - это разница между выручкой предприятия от реализации продукции (работ, услуг) и суммой переменных затрат.

Порог рентабельности (точка безубыточности) - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей, т.е. результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи

Стратегический и экономический анализ содержание, методы и информационная база
Стратегический анализ Стратегический анализ является одним из ключевых аналитических элементов стратегического управления, поскольку в значительной мере определяет стратегические возможности и выбор стратегий развития компании, позволяет частично снять неопределенность при принятии ...

Разделы сайта

  • Главная
  • Факторы коммерческого успеха
  • Фискальная политика Российского государства
  • Формирование прибыли
  • Структура национальной экономики
  • Теория статистики
  • Технико-экономический анализ
  • Учебные материалы

Копирайт © 2023 | www.econstep.ru