• Главная
  • Коммерческий успех
  • Фискальная политика
  • Формирование прибыли
  • Теория статистики

Основы теории ассоциации в работах К.А. де Сен-Симона

Плодотворной новой идеей Сен-Симона было также признание им поступательного хода развития человечества от низших форм общества к высшим.

Критериями прогресса Сен-Симон считал способность данного общественного строя удовлетворять важнейшие потребности массы людей, объединять, возможно, большее их число для отпора чужеземным завоевателям, развивать их природные способности, выдвигать из них достойнейших носителей знания и культуры и обеспечивать наибольший прогресс цивилизации наук.

В соответствии с таким пониманием исторического прогресса Сен-Симон набрасывал схему исторического развития человечества, в которой выделял три главные стадии умственного развития, являющегося вместе с тем стадиями роста производительной способности человека: религиозные системы мышления, метафизические системы и, наконец, научные системы положительного знания - позитивная индустриальная стадия.

Сен-Симон показывал исторический прогресс в виде постоянной смены созидательных эпох эпохами разрушительными.

Эти философские исторические построения служили у Сен-Симона обоснованием важнейшей цели его изысканий - плана создания лучшего, разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем.

В отличие от предшествующих утопистов, Сен-Симон стремился раскрыть основные черты разумного общественного строя и ускорения его наступления в ближайшем будущем, обращаясь к историческому процессу: «…будущее слагается из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое».

Французская революция 1789 года явилась, по Сен-Симону, закономерным осуществлением исторической необходимости уничтожения господства и власти феодалов и духовенства и перехода ее к промышленникам и ученым.

Но он считал, что революция совершила ошибку, передав власть в руки метафизиков и законников, которые были далеки от понимания главной созидательной задачи революции - построения общей научной общественной системы.

Эту задачу, не выполненную французской революцией, и предстоит теперь осуществить созданием «новой промышленной системы».

Основные черты своего общественного идеала Сен-Симон обрисовал с наибольшей полнотой в сборниках «Организатор», в сочинениях «О промышленной системе», «Катехизис», «Литературные, философские и промышленные рассуждения» и в последнем произведении, вышедшем в свет вскоре после смерти автора, «Новое христианство».

К концу жизни Сен-Симона вокруг него сплотился небольшой круг друзей, учеников, последователей.

Многие работы Сен-Симон завершить не успел; они остались в набросках, планах. Но главное он все-таки сказал: «Золотой век, который слепое предание относило до сих пор к прошлому, находится впереди нас».

Перейти на страницу: 1 2 


Другие статьи

Трактовка богатства у меркантилистов и экономистов-классиков
Меркантилизм занимал ведущие положение в экономической науке в ХVI-ХVIII столетиях. Доктрина меркантилизма - первая законченная теория международной торговли. ЕЕ представители обосновали концепцию активного денежного и торгового баланса. Меркантилизм - теоретическая основа экспансио ...

Разделы сайта

  • Главная
  • Факторы коммерческого успеха
  • Фискальная политика Российского государства
  • Формирование прибыли
  • Структура национальной экономики
  • Теория статистики
  • Технико-экономический анализ
  • Учебные материалы

Копирайт © 2025 | www.econstep.ru