Информационная база стратегического анализа
Информационная база стратегического анализа - это постоянно действующая система взаимосвязей специалистов, оборудования и концептуальных моделей, предназначенных для сбора, классификации, анализа и оценки информации, необходимой для стратегического управления. Источником такой информации является среда. По степени связи элементов среды со стратегическим управлением предприятия различают следующие его составляющие:
• макроокружения; • непосредственное окружение; • внутренняя среда. Стратегический анализ макросреды включает изучение экономики государства, правового регулирования, политических процессов, природных условий и ресурсов, социальных аспектов в стратегию развития предприятия. Эти элементы макроокружения не имеют прямой связи с предприятием, но влияют на формирование общей атмосферы бизнеса. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы и другие. Оно охватывает тех участников рынка, с которыми предприятие имеет прямые отношения или которые непосредственно влияют на его деятельность.
Стратегический анализ внутренней среды выявляет возможности и потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Внутреннюю среду включает следующие элементы предприятия: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационная структура. Макроокружения и непосредственное окружение вместе составляют внешнюю среду. Таким образом, объекты стратегического анализа размещаются в трех частях среды: макроокружения, непосредственного внутри предприятия. Они имеют разное влияние на стратегию деятельности предприятия. Эффективность стратегического анализа зависит от количества и качества элементов, составляющих его информационную базу. Это означает, что специалисты-аналитики до анализа стратегии предприятия должны определить границы анализа среды. На определение этих ограничений для целей стратегического анализа влияют следующие основные факторы: количество и характер важнейших элементов среды; ограничение анализа среды рамками времени. В краткосрочном периоде предприятие во многих случаях может сосредоточиться только на тех элементах, которые в основном влияют на его текущее функционирование. В долгосрочном периоде у предприятия появляются возможности исследовать общий характер внешней среды. Когда определены наиболее значимые факторы среды предприятия, необходимо получить о них всю возможную информацию.
Формирование информационной базы стратегического анализа начинается по сбору информации о критических элементов среды выше следующими способами:
• сканирование среды, т.е. поиск уже сформированной информации, которая существует в ретроспективе;
• мониторинг среды, т.е. отслеживание текущей и новой информации;
• прогнозирование - попытка представить информацию о будущем состоянии среды.
Для анализа информации на предприятии создается специальная система оценки внешней среды, которая предусматривает проведение специальных наблюдений, связанных с особыми событиями, и регулярных наблюдений за состоянием важных для предприятия внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться различными способами.
Наиболее распространенными среди них являются: • анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях; • участие в профессиональных конференциях; • изучение мнений сотрудников предприятия; • проведение совещаний по проблемным вопросам на предприятии; • анализ опыта деятельности предприятия.
Изучение компонентов макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они находились ранее или находятся сейчас. Нужно выявить тенденции, характерные для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы определить, что грозит предприятию и какие возможности могут открыться перед ним в будущем. Система стратегического анализа дает необходимый эффект, если она поддерживается руководством предприятия и обеспечивает его информацией, тесно связанной с системой планирования на предприятии. Все ключевые стратегические показатели деятельности предприятия вместе с показателями, которые характеризуют производственный процесс, имеют количественно оцениваться и отражаться в отчетах предприятия и его подразделений. При составлении отчетов, позволяющих контролировать стратегический процесс, следует придерживаться следующих общепринятых правил: • информация и система отчетности должны содержать данные не более, чем это необходимо для выяснения надежной картины настоящего времени.
Среди собранных данных выделяют важные переменные и факторы, имеющие существенное значение для развития предприятия; • информация должна быть необходимой и достаточной для понятия своевременных управленческих решений; • статистические отчеты должны отражать отклонения от плановых показателей, чтобы привлечь внимание менеджеров и руководства до выяснения причин отклонений от поставленных задач развития предприятия; • отчеты и статистические данные должны быть своевременными и предоставлять возможность оперативно корректировать деятельность предприятия. Отчетная и другая информация дает исполнителям стратегии оценить показатели и обеспечить условия для внедрения новых разработок и действий, которые будут способствовать улучшению выполнения или конкретизации стратегии.
Другие статьи
Формирование прибыли предприятия
Под
имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы,
финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие
запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, а под финансовыми
обязательствами - кредиторская задолженность, кредит ...