Значение и сущность цен
цена ценообразование
Цена - это одна из важнейших экономических категорий. Товары являются объектом операций купли-продажи, т. е. товары имеют общественную ценность. Общественная ценность, представленная в денежном эквиваленте, является ценой товара.
Сущность цены определяется двумя основными теориями.
Основы первой теории - стоимостной теории цены - были заложены В. Петти, А. Смитом и Д. Риккардо. Стоимостная теория цены была последовательно разработана К. Марксом в рамках его учения об абстрактном труде как объективной субстанции стоимости. Согласно данной теории товар имеет стоимость и цену.
Стоимость представляет собой реализованный в товаре общественно полезный труд, причем труд должен соответствовать средним для рассматриваемого периода условиям, производительности и интенсивности. Каждый отдельный товар представляет собой результат труда, соответственно обладает определенной стоимостью, которая делает все товары качественно однородными, т. е. сопоставимыми и соизмеримыми.
Причем в рамках стоимостной теории цены труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, абстрактным трудом.
Величины абстрактного труда, отражающиеся в стоимости товара, можно сравнивать. Посредством сравнения стоимостей товара, а следовательно, и величин абстрактного труда, устанавливаются объективные пропорции обмена и купли-продажи товаров.
Цена согласно теории К.Маркса представляет собой денежное выражение стоимости товара. Цена может быть не тождественна стоимости.
В стоимостной теории цены четко различаются понятия цены и стоимости. Стоимость представляет собой объективную основу цены.
Вторая теория утверждает, что цена определяется суммой финансовых затрат при самом оптимальном способе использования ресурсов производства. Причем рыночная цена товара определяется не столько в зависимости от финансовых затрат производителя, сколько в зависимости от непосредственной оценки этих затрат с точки зрения полезности самим покупателем. Цена представляет собой самостоятельную, независимую внестоимостную величину, в определении которой главную роль играет оценка покупателя, а не финансовые затраты производителя. Цена не зависит от стоимости.
Итак, первая теория утверждает, что цену определяет предложение (стоимость), а вторая - что цену определяет спрос (полезность).
Цена представляет собой определенную денежную сумму, за которую продавец готов продать товар, а покупатель готов его приобрести.
Другие статьи
Финансово-экономическая характеристика деятельности ОАО Криница
Преддипломная
практика является важным этапом в подготовке специалиста высшей квалификации,
так как предшествует написанию дипломной работы и завершению периода обучения в
вузе.
Цель
практики - закрепить, углубить знания, полученные в процессе обучения, собрать
необходимую информ ...