• Главная
  • Коммерческий успех
  • Фискальная политика
  • Формирование прибыли
  • Теория статистики

Понятие, экономическая сущность, функции, источники происхождения прибыли в торговле

В условиях рыночной экономики основным показателем хозяйственной деятельности торгового предприятия является прибыль. Это связано с тем, что для предприятий, несущих полную материальную ответственность за результаты своей торгово-хозяйственной деятельности, основной целью становится не обеспечение наибольшего объема товарооборота, а получение максимально возможной прибыли.

Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход от предпринимательской деятельности, получаемый как разница между совокупными доходами и совокупными затратами торгового предприятия.

Прибыль является одной из наиболее сложных экономических категорий.

В экономической литературе, посвященной вопросам прибыли предприятия (компании), понятие прибыли не имеет единого четкого определения. По мере развития экономической мысли возникло множество попыток отыскать однозначное определение прибыли. Все авторы сходятся в том, что прибыль - это разница, остаток, который содержится в выручке от продажи.

Английский экономист Дж.С. Милль определяет прибыль как остаток после вычитания из доходов компании затрат на закупку необходимых товаров и услуг (сырье, транспорт), а также на выплату заработной платы персоналу [5]. А. Маршалл и Дж. Мак-Куллох уточняют данное определение прибыли, вычитая из доходов, кроме вышеуказанных затрат, также вознаграждение используемых в данном производстве капиталов. Ф. Найт и Уэстон ввели в экономическую литературу понятие “чистой прибыли”, определяемой как “остаток из остатка”, из которого, помимо уже указанных элементов, отнимаются вознаграждение руководству компании и премия за риск [5].

Андре Бабо в труде “Прибыль” указывает, что прибыль, с точки зрения бухгалтерского учета, состоит из двух компонентов:

) доходы от обычной деятельности - представляют собой разницу между выручкой от продаж и необходимыми производственными, торговыми и иными затратами;

) доходы от обладания предприятием определенных активов, приносящих прибыль (ценные бумаги, долговые обязательства), или активов, стоимость которых может изменяться в отчетном периоде (запасы, земельные участки, основные фонды и т.д.). [5].

Макконнелл Кэмбелл Р., Брю Стенли Л. в работе “Экономикс”, рассматривая экономическую категорию “прибыль” выделяют два ее вида: экономическую и бухгалтерскую, исходя из различий в определении экономических и бухгалтерских издержек [7].

П. Хейне в своем труде “Экономический образ мышления” подчеркивает, что чаще всего прибыль определяется как полная выручка минус полные издержки. Вопрос заключается в том, что не включать в издержки П. Хейне определяет полные издержки как стоимость альтернативы, включающие в себя не только платежи за использованные товары и услуги, но и не явно выраженную ценность любых благ (труда, земли, капитала), которую поставляет фирма. Он подчеркивает, что прибыль возникает в результате неопределенности, так как в условиях отсутствия неопределенности любые расхождения между совокупной выручкой и совокупными издержками будут устранены в процессе конкуренции и прибыль станет равной нулю[13].

В общем виде прибыль представляет собой приращенную форму прибавочной стоимости и выступает как денежное выражение стоимости прибавочного продукта и той части необходимого продукта, которая не включается в себестоимость и распределяется через общественные фонды потребления.

Прибыль следует рассматривать на двух уровнях и в двух аспектах(рис. 1.1).

Рис. 1.1 - Аспекты и уровни рассмотрения экономической категории “прибыль”[4]

Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ею функции.

Стимулирующая - первая и основная функция прибыли. Суть ее состоит в стимулировании такого распределения ресурсов, которое в целом соответствует потребностям общества и вкусам потребителей. Ожидание прибыли стимулирует нововведения, они в свою очередь стимулируют инвестиции, общий выпуск продукции, занятость населения и т.д.

Перейти на страницу: 1 2 3


Другие статьи

Технико–экономическое обоснование производства цветной полиграфической продукции на МУП Полиграфист
Полиграфия представляет собой особую отрасль промышленности, предназначенную для удовлетворения потребностей в печатной продукции. Значимость данной отрасли чрезвычайно велика, хотя сама она занимает небольшой удельный вес в формировании внутреннего валового продукта страны и традицио ...

Разделы сайта

  • Главная
  • Факторы коммерческого успеха
  • Фискальная политика Российского государства
  • Формирование прибыли
  • Структура национальной экономики
  • Теория статистики
  • Технико-экономический анализ
  • Учебные материалы

Копирайт © 2025 | www.econstep.ru