• Главная
  • Коммерческий успех
  • Фискальная политика
  • Формирование прибыли
  • Теория статистики

Особенности развития фискальной политики в России в период 1990-2012гг.

Во второй половине 2008 года в мире разразился глобальный финансовый кризис, который затронул и нашу страну. Баланс федерального бюджета с профицита 4,1% ВПП в 2008 году сменился дефицитом 5,9% ВВП в 2009 г., то есть за год изменение составило 10 п.п. в результате не только падения доходов на 3,6% ВВП, но и роста расходов на 6,4% ВВП [22,с.35]. Последствиями резких скачков стали: низкие цены и спрос на товары российского экспорта, падение ВВП, рост безработицы, снижение поступлений в бюджет РФ и субъектов РФ. С 2009 года страна впала в рецессию, которая сопровождалась обесценением рубля, сворачиваемостью инвестиционных программ, принятых в 2007 году. Впервые за последнее десятилетие бюджет стал дефицитным. Правительство, не предвидев такого исхода ситуации, начало создавать меры по антикризисному развитию государства в довольно сжатые сроки. И только к марту 2009 году удалось разработать комплексную Программу антикризисных мер правительства РФ на 2009 год[27,с.7]. На антикризисные меры в 2009 году было направлено 2,4 трлн.руб.(6,2% ВВП) бюджетных средств, а на финансирование бюджетных расходов было выделено около 3 трлн.руб. из Резервного фонда.

Одновременно с ростом расходов были реализованы налоговые послабления: снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%, что привело к сокращению доходов госбюджета на 400 млрд.руб.; введен новый порядок нелинейной амортизации; увеличена амортизационная премия; повышен необлагаемый ценовой минимум по НДПИ с 9$/барр. до 15$/барр. Общая стоимость «налогового пакета» для бюджетной сферы составила в 2009 г. примерно 1,5% ВВП.

На протяжении 2008-2009 были приняты бюджетные антикризисные меры: «пособия безработным, поддержка пенсионерам, помощь стратегическим предприятиям различных секторов экономики, финансовое оздоровление банков, поддержка малых и средних предприятий».

В целом антикризисная политика прошла успешно, но и у нее были существенные недостатки:

лаг решения;

низкая прозрачность мер государственной поддержки;

недостаточное внимание государства к населению;

не было эффективного и своевременного освоения бюджетных средств, что увеличивало лаг воздействия.

Следующим этапом развития фискальной политики России стала стабилизация и улучшение экономической ситуации, как в мире, так и в нашей стране. По итогам первого полугодия 2010 г. объем дохода расширенного правительства на 1,9 п.п.ВВП превысил уровень 2009г., а объем расходов сократился на 2,6 п.п.ВВП.

В результате на 1.07.2010 бюджет расширенного правительства был исполнен с профицитом 1,3%ВВП. Доходы федерального бюджета за этот же промежуток времени составили 19% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП больше, чем в 2009г.

Расходы же снизились на 1,2 п.п.ВВП и достигли 20,8% ВВП. Результат - федеральный бюджет был исполнен с дефицитом в 1,8% ВВП. Нужно отметить, что наблюдаемое по итогам первого полугодия 2010г. различие в значениях сальдо бюджета расширенного правительства и федерального бюджета по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года объясняется главным образом изменением порядка зачисления средств во внебюджетные фонды.

Так в 2009 году поступления единого социального налога (ЕСН) частично направлялись в доходы федерального бюджета, а затем перечислялись в Пенсионный фонд РФ, то с 2010 г. страховые взносы зачисляются напрямую на счета внебюджетных фондов.

Таблица 2. Исполнение доходов и расходов бюджета всех уровней власти в январе - июне 2009 и 2010 гг.

Январь - июнь 2010 г.

Январь - июнь 2009 г.

Изменение п.п. ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

Федеральный бюджет

Доходы

3997,9

19,0

3172,2

17,9

+1,1

Расходы

4386,2

20,8

3893,9

22,0

-1,2

Дефицит/профицит

-388,3

-1,8

-721,7

-4,1

+2,3

Консолидированный бюджет субъектов РФ

Доходы

3155,7

15,0

2711,3

15,3

-0,3

Расходы

2747,6

13,0

2611,7

14,8

-1,8

Дефицит/профицит

408,1

2,0

99,6

0,5

+1,5

Бюджет расширенного правительства

Доходы

7603,5

36,1

6042,7

34,2

+1,9

Расходы

7331,2

34,8

6619,7

37,4

-2,6

Дефицит/профицит

272,3

1,3

-577,09

-3,2

+4,5

Справочно: ВВП, млрд.руб.

21073,0

17679,6

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Другие статьи

Формирование финансового результата деятельности предприятия ООО Заря
Одним из основных требований функционирования предприятий в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная задача предп ...

Разделы сайта

  • Главная
  • Факторы коммерческого успеха
  • Фискальная политика Российского государства
  • Формирование прибыли
  • Структура национальной экономики
  • Теория статистики
  • Технико-экономический анализ
  • Учебные материалы

Копирайт © 2025 | www.econstep.ru